Как выбрать музыкальный центр
Музыка как средство передачи величайших глубин человеческих мыслей и эмоций прошла в своём развитии три этапа. Так какие же музыкальные центры сейчас выпускаются и чем они отличаются друг от друга?Как выбрать музыкальный центр
Музыка как средство передачи величайших глубин человеческих мыслей и эмоций прошла в своём развитии три этапа. Так какие же музыкальные центры сейчас выпускаются и чем они отличаются друг от друга?
- Формат акустической системы
- Общая выходная мощность
- Количество полос фронтальной акустики
- Тип проигрывателя
- Караоке
- Радиоприёмник
- Материал корпуса акустики
Формат акустической системы
Формат даёт понятие о составе акустики музыкального центра, то есть количество и назначение колонок, которые присоединяются к нему.
1.0 - акустические системы с круговым распределением звука, которые могут подключаться к смартфону, планшету или часам Smartwatch в беспроводном режиме. При наличии нескольких устройств, поддерживающих функцию мультирум, возможно их объединение в сеть, что позволяет добиться множества интересных эффектов, например, при перемещении по комнатам звук из разных колонок будет перемещаться вслед, при телефонном звонке функцию HandsFree возьмут на себя они же и ещё множество уже придуманных и находящихся в разработке применений.
2.0 - классический музыкальный центр с двумя боковыми фронтальными акустическими системами.
2.1 - добавляется сабвуфер с выделенной полосой: 30-100 Гц. В реальных музыкальных произведениях нет значимых по уровню составляющих с частотами ниже 40 – 50 Гц даже при наличии контрабаса, барабанов Kodo и кафедрального органа. Такие частоты могут использоваться либо при передаче природно-техногенных звуков: грозы, движения поезда или автомобиля, пролёта истребителя, либо при специальном компьютерном добавлении в композицию низкочастотных составляющих. Последнее и привело к тому, что сабвуфер из обязательного атрибута домашнего кинотеатра, постепенно стал таким же атрибутом домашнего музыкального центра.
2.2 - две фронтальных АС и к ним добавлены два активных независимых сабвуфера. Стоит отметить, что такая конфигурация - довольно редкое явление и обычно применяется в большом помещении со сложной акустикой, где добиться точного и динамичного баса одним сабом крайне затруднительно. В таком составе каждая басовая секция настраивается отдельно в оптимальное ударное положение по симметричной (стерео-бас) или по несимметричной (моно) схеме.
Общая выходная мощность
Механизм работы слухового аппарата человека так до сих пор и не раскрыл все свои тайны и продолжает исследоваться многочисленными специалистами. Одним из главных открытий оказалось то, что орган слуха может оценить разницу в громкости не потому на сколько больше давление звуковой волны, а во сколько раз оно больше, то есть человек слышит логарифмически (в децибелах).
И корректно согласовать шкалу слуха со шкалой излучателя звука бывает довольно непросто, так как у этого излучателя зависимости совершенно иные. Так звуковое давление создаваемое динамиком и как следствие громкость зависит от множества параметров, как-то: диаметр динамической головки и её чувствительность; конструктивные особенности диффузора и катушки; применяемые фильтры при разделении полос и их порядок, оформление и свойства корпуса; акустические особенности помещения и расстояние до громкоговорителей; частота сигнала, его спектральный состав и длительность и т.д.
Если же все эти параметры оставить неизменными, а изменять лишь мощность, то громкость будет прирастать крайне нелинейно, а точнее по логарифмическому закону, то есть чтобы удвоить громкость нужно увеличить мощность в 10 раз, а чтобы громкость возросла в 4 раза мощность нужно увеличить в 100 раз.
Абсолютные цифры указываемой мощности музыкальной системы — это технический параметр, отражающий механическую надёжность акустики и наибольший уровень, при котором устройство выдаёт звук хорошего качества. Стоить заметить, что данный параметр имеет массу разновидностей и методик измерения (номинальная, максимальная, пиковая мощности и др.), что побуждает некоторых производителей в рекламных целях, специально не указывать условия, при которых эта мощность была измерена. Поэтому зачастую на полках соседствуют аппараты с одинаковой указанной мощностью на броской наклейке, но с габаритами и стоимостью различающимися в несколько раз.
Так какую же выбрать мощность, чтобы была требуемая громкость? Для этого существуют таблицы и калькуляторы, однако профессионалы, работающие со звуком, прекрасно понимают ограниченность таких моделей и больше ориентируются в выборе мощности на свой собственный опыт и предпочтения. Надо сказать, что рекомендации по ваттам у разных специалистов порою отличаются в несколько раз. Эта же арифметика действует и в отношении многополосной системы, где в каждой колонке стоят несколько динамиков.
При покупке готового музыкального центра в части определения необходимой мощности стоит обратить внимание на то, что она указана общая на все излучатели звука. А по логарифмической арифметике даже два совершенно одинаковых динамика в правом и левом канале вместе будут звучать не в два раза громче, а больше лишь на несколько децибел. Диапазоны мощностей: 10 Вт - для звукового сопровождения компьютерной игры или фоновой музыки. от 10 до 100 Вт - для комфортного домашнего прослушивания любого типа звуков (с учётом деления мощности на каналы и полосы, запаса мощности). от 100 до 1000 Вт - для домашней дискотеки. более 1000 Вт - для клубной дискотеки. И, возможно, самое главное при выборе мощности - то, что нравится одному, будет ужасно для другого.
Количество полос фронтальной акустики
Наш слуховой аппарат способен воспринимать звук в широчайшем диапазоне частот. С таким широким спектром не может работать ни один динамик, поэтому качественное воспроизведение звука с помощью однополосной акустической системы крайне затруднительно и из-за этого она используются в основном в бюджетных моделях.
Высококачественные системы чаще всего бывают многополосными: с двумя или тремя различными по конструкции динамиками, каждый из которых отвечает за свой диапазон. Звук в таких акустических системах получается очень чистым и качественным. Чтобы реализовать схему разделения частот для разных динамиков, применяют электрические разделительные фильтры активные или пассивные.
Двухполосные АС имеют один низкочастотный динамик, который воспроизводит также и средние частоты и один высокочастотный. Преимуществом двухполосных систем является их экономичность и простота конструкции. Имеются и недостатки: очень трудно согласовать диаграммы направленности таких совершенно разных по конструкции динамиков в полосе их совместных частот.
Трёхполосные АС имеют дополнительно ещё один или два среднечастотных динамика. При этом выигрывает качество звучания средних частот, ведь их будет воспроизводить специально оптимизированный громкоговоритель. Однако, трёхполосным акустическим системам присущи как недостатки двухполосных, так и свои собственные, как-то: схемы разделительных фильтров сложнее, вносимые ими искажения больше, согласованность излучения головок ниже, размытие фронта звуковой волны больше, требования к качеству динамиков и фильтров выше.
Тип проигрывателя
без проигрывателя - система, воспроизводящая высококачественный звуковой поток, передаваемый по Bluetooth, то есть без проводов и предварительной загрузки файлов.
USB - система со встроенным проигрывателем, имеющим стандартный USB порт. В некоторых моделях возможно не только считывание мультимедиа файлов, но и конвертирование аудио треков с CD и последующей их записью на флэш - носители. Также встречаются модели с двумя USB портами для возможности копирования записей между двумя флешками.
CD, DVD - различаются как по способу загрузки диска (фронтальные и вертикальные), так и по механизму загрузки (лоток, магазин, прорезь, карусель). На данный момент производители отходят от комплектации музыкальных центров таким типом проигрывателя, оставляя лишь USB.
Караоке
Караоке системы встречаются нескольких типов. В самом простом варианте смешивается голос с микрофона и любая мелодия с проигрывателя. Вывод текста на экран или подавление вокала в записи отсутствует. Применяется в случае, если пользователь смог самостоятельно собрать и записать качественные минусовки (мелодия без голоса вокалиста). Это даже не караоке в полном смысле. В следующем варианте караоке-система может автоматически подавлять вокал из фонограммы. Здесь стоит сказать об уменьшении уровня или полном удалении некоторых инструментов, в основном ударных.
Ещё один вариант караоке: минусовка с текстовым треком на специальном диске. Стоит заметить, что, караоке-диски одного производителя не воспроизводятся на аппаратуре другого производителя. И даже разные версии одного и того же диска часто привязаны к поколению проигрывателя, когда новые выпуски не читаются на старых моделях. Загрузив такой диск можно получить высококлассное звучание и приятную картинку с текстом. Чаще всего титры переключаются с каждой новой строки и меняют цвет в соответствии с участком песни, чтобы поющему был понятен момент вступления и порядок попадания в ноты.
Система оценки в баллах. Стоит сказать, что данная функция больше игрушка, чем реально работающая функция. Суть её в следующем: сравнивается сигнал с микрофона и дорожки с текстом на караоке треке. Сила сигнала, манера исполнения и высота голоса не учитываются, единственное, что принимается во внимание - это попадание в текстовую дорожку.
Радиоприёмник
FM - от 87,5 МГц до 108 МГц - радиостанции ориентированы на автомобилистов, работников офисов и магазинов, то есть там, где радио играет фоном, в основном это и объясняет лёгкий, развлекательный характер большинства станций.
AM (СВ) - от 525 кГц до 1710 кГц - отличается дальней передачей сигнала до 1000 км в дневные часы и до нескольких тысяч в ночные. Из-за специфики промышленных помех, качество звучания в городских условиях удовлетворительно лишь в разговорных программах.
Без приёмника - модели как совсем простые, так и наоборот следующего поколения - использующие уже интернет-радио.
Материал корпуса акустики
Важное значение для акустических систем имеют материалы, из которых они сделаны. Обычно корпус для колонки изготавливают из фанеры, МДФ, ДВП, ДСП, ЛДСП и, конечно же, пластика.
Чем толще и плотнее материал стенок корпуса колонок, тем меньше возможность возникновения паразитных колебаний, которые действуют обычно в противофазе с излучаемым сигналом и приводят к неприятным изменениям тембра звучания. Эти незаметные на глаз деформации внутреннего объёма до 1 миллиметра сравнимы с амплитудой колебаний диффузора динамика в широком диапазоне частот (кроме НЧ), поэтому корпуса для АС делают с многочисленными рёбрами и распорками. Следующее требование: для лучшего звучания у корпуса должны быть сглажены углы и он должен быть обтекаемой формы. Первое требование лучше удовлетворяют конструкции на основе дерева и заменителей, а второе - на основе пластика. Последний удобен ещё и тем, что корпусу можно придать любую форму и текстуру, а это даёт возможность воплотить любые дизайнерские замыслы. Главный его недостаток - склонность к дребезжанию, который с разной степенью успешности пытаются компенсировать рёбрами жёсткости, отлитыми вместе с корпусом.
Конструируют корпуса АС и из натурального дерева (дуба, морёного бука или сосны), однако их производство и предварительная обработка крайне трудоёмки (особенно сушка). Также приходится принимать конструкторские решения по компенсации ухода геометрических параметров массива со временем от различных факторов, например из-за влажности.
Последнее приводит к тому, что использовать такие акустические системы (если они не из столярной плиты) в отопительный сезон нужно совместно с увлажнителем воздуха. Также корпуса из массива в отличие от акустически нейтрального МДФ вносят свои собственные обертоны в звуковую палитру.
Стоит сказать, что применяют в качестве материала для колонок и минералы (в основном мрамор) и металл (в основном алюминий) и стекло.